“Презентация была такой же добросовестной, как и ром!” – заметила одна из посетительниц о дегустации, которую 20 сентября провел менеджер пуэрто-риканской компании Don Q Данкан Хэйтер в бутике “Каудаль” на Кутузовском проспекте. За два часа гости узнали об истории и принципах работы дистиллерии, о стилях рома и разных подходах к его производству, и, конечно, попробовали четыре образца бренда.



После рассказа Данкана едва ли кто-то бросил бы в адрес карибского напитка что-нибудь небрежное вроде: “Ром – это примитивно! То ли дело коньяк/арманьяк/виски/кальвадос” (нужное подчеркнуть). Не так прост ром, как его малюют: выдержка в американском дубе, отказ от сахара и карамели в составе, сосредоточение всего цикла производства в одной точке, забота об экологии, мягкий испанский стиль… Неудивительно, что Don Q занимает первое место по продажам в Пуэрто-Рико (знаменитый Bacardi – только третье)!Семья Serrallés занимается созданием рома более 150 лет, но начинала она с другого продукта – сахара, при производстве которого образуется патока под названием меласса. Она совершенно бесполезна в сахарной индустрии, но высоко ценится производителями рома. Это и подтолкнуло Дона Хуана к основанию первой на острове дистиллерии.

Пуэрто-риканскому рому не повезло с гражданством: страна является частью США со всеми вытекающими последствиями. В XX веке это означало сухой закон и табу на ром, а в наши дни Штаты диктуют правила выдержки напитков и обозначений на этикетках. По их законодательству, любой крепкий алкоголь должен выдерживаться не менее года. А это значит, что имеет место быть так называемая “доля ангелов” – часть продукта испаряется в процессе выдержки. Жадные тропические ангелы берут себе целых 10% напитка (тогда как в более прохладном климате это всего 2-3%). “Десять процентов в никуда!”, – вздыхает Данкан.

Но, как говорится, если не можешь съесть лимон, выжми из него сок. Так и поступил бренд Don Q, превратив проблему в достоинство: благодаря дубовой выдержке базовый белый Cristal становится мягче и затейливее в ароматике. Данкан отметил, что именно он лучше всего подходит для коктейлей. Наравне разве что с Gold, который стал основой для первой в мире порции “Пина Колады”. В то время (50-е годы) ром был только золотым, а белый появился лишь в 70-х как ответ… русской водке, монополизировавшей вольготную роль главного ингредиента для коктейлей в Пуэрто-Рико.

К слову о палитре ромовых оттенков. Не всё то золото, что блестит! Многие производители подкрашивают коктейли карамелью. “Это нечестно по отношению к покупателю, – возмущается Данкан, – поэтому мы никогда так не делаем. Оттенки, которые вы видите – натуральные. Именно такой цвет должен иметь ром, выдержанный 2-3 года в дубе. А не коричневый и уж тем более черный!” Золотой ром Gold благородного соломенного тона по своим органолептическим свойствам утрет нос любому неправдоподобно темному напитку с заносчивой надписью “Añejo” (“выдержанный”) на этикетке. Полнотелый, с сухим и древесным послевкусием, ванилью и тропическими фруктами (особенно бананами) в аромате – как же без них в Пуэрто-Рико!

Даже ром с десятилетней выдержкой Release Single Barrel 2005 своим натуральным цветом не сравнится с подкрашенными образцами масс-маркета. На вид скромняга с приглушенным бронзовым оттенком, но в душе – тот еще сорвиголова с ароматами кофе, шоколадного пирога и с легкой сладостью, которая чувствуется на кончике языка (за нее низкий поклон дубовой выдержке). “Это ром для тех, кто любит коньяк или виски”, – говорит Данкан. Образец уже распродан в Европе, его аналогом будет более полнотелый Release Single Barrel 2007.

Завершение дегустации не золотым, а белым ромом кому-то могло показаться странным. Но это еще одно доказательство того, что внешность (особенно рома) обманчива: прозрачный как слеза Caliche на поверку оказался самым комплексным, с тонами экзотических фруктов, ванили и белого шоколада. Не последнюю роль в этом сыграл бленд: смесь спиртов из аламбика, из ректификационной колонны и выдержанных по испанской системе солера в бочках, которые не обновлялись уже 50 лет. Это совместный проект Don Q и мужа Синди Кроуфорд Рэнди Гербера, который хотел получить суперпремиальный белый ром. Прозрачный оттенок объясняется фильтрацией через уголь.

К сожалению, производство крепкого алкоголя наносит колоссальный вред окружающей среде. Законодательство США строго-настрого запрещает указывать год старшего спирта в бленде, а вот сбрасывать загрязненную после дистилляции воду в море – да сколько угодно! Экономные производители рады, окружающая среда – не очень. Совсем иначе поступает компания Don Q. “Роберто Серраллес получил образование эколога и создал специальное устройство для очистки воды, – рассказывает Данкан, – после очищения ни одна капля не теряется напрасно, всё идет на полив растений!”. Не пропадает даром углекислый газ – его поставляют производителям газированных напитков. Не лежат без дела вышедшие из употребления деревянные бочки – их измельчают и используют в качестве удобрения. Вторую жизнь обретают даже выделения метана – с помощью них нагревают перегонные кубы. Поэтому Don Q смело может называться самым экологически чистым производителем рома в мире. “Другие компании тоже перенимают наш опыт!” – с гордостью говорит Данкан.

Екатерина Осипович, редакция Винного дома “Каудаль”

Читайте также:

В ритме Латинской Америки
Пробуем арманьяк с De Montal
De Wetshof в Москве


Минздрав соцразвития предупреждает: Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью, всяпредлагаемая на сайте продукция носит ознакомительный характер, сделка купли-продажи осуществляется натерритории винного магазина